Как выбрать велосипед для путешествий — часть вторая, обвес.

disassembled-bike

В предыдущей статье серии мы разобрались с тем, чем отличаются друг от друга колеса и рамы, но одних колес и рамы недостаточно, чтобы куда-то уехать — нужна еще трансмиссия, чтобы крутить педали, тормоза, чтобы останавливаться и куча мелких, но важных деталей.

Я считаю что при выборе обвеса стоит в первую очередь рассчитывать на то, что его в какой-то момент вам захочется поменять — либо от износа, либо от поломок, либо из желания улучшить свой велосипед. И скорее всего менять захочется на нормальные, качественные компоненты. Запчасти зачастую завязаны друг на друга, поэтому следует помнить, что если вы покупаете, допустим, велосипед с ободными тормозами и хотите поменять их на дисковые, то вам придется менять не только тормоза, но и колеса целиком, а то и раму. Так как много железок завязаны друг на друга, то стоит в первую очередь ориентироваться на то, чтобы качественные детали можно было потом поставить, не меняя половину запчастей.

Трансмиссия

Вам нужна трансмиссия с цепью, шестеренками и триггерными манетками. Звучит страшно, но на самом деле найти что-то другое довольно тяжело. Если у велосипеда нет цепи или скорости переключаются не щелканьем рычажков, то стоит обойти его стороной.

transmission

В трансмиссии велосипеда основным параметром можно считать количество скоростей — для того чтобы перейти на какое-нибудь другое число заветных шестеренок придется поменять практически все детали. На текущий момент на рынке все качественные новые компоненты рассчитаны на 9 и более шестеренок сзади. В целом, 9 это хорошее число. Думаю, стоит остановиться на нем, потому что, возможно, хорошие 7-8 скоростные запчасти скоро будет вообще не найти, а 10-11 скоростные еще не достаточно глубоко проникли на любительский рынок (впрочем, в этом я могу ошибаться). На переднем переключателе классически стоят 3 скорости.

Части трансмиссии выпускаются практически исключительно двумя компаниями — Shimano и SRAM. Если у SRAM очень просто понять уровень компоненты — стоит брать X5 и выше, то у Shimano есть куча названий запчастей, в которых не так просто разобраться. В целом линейка горных трансмиссий у них звучит так: Tourney < Altus < Acera < Alivio < Deore < LX < XT < XTR. Из линейки Shimano я бы брал компоненты не меньше Deore или на худой конец Alivio.

Тормоза

Тормоза — очень важная деталь велосипеда. От их надежности и качества могут зависеть ваша жизнь и здоровье. Тормоза представлены двумя обширными классами — ободными и дисковыми. Каждый из этих типов может быть механическим или гидравлическим. Сейчас мы рассмотрим их поподробнее.

rim

Ободные тормоза, как следует из названия, останавливают ваш велосипед путем сжатия обода колеса — с двух сторон об него трутся две пластиковые тормозные колодки. Мне не очень нравится такая система — в первую очередь потому что, если колесо повреждено, то обод начинает задевать колодки на каждом обороте и в случае сильной восьмерки доехать с работающим тормозом до места, где можно поставить спицы, может оказаться невозможным — у нас был такой случай в Норвегии, не самый приятный опыт.

Также пластиковые колодки быстрее изнашиваются, они трут обод, который из-за этого приходится делать толще. Для снятия колеса придется дополнительно развести колодки в стороны. Еще существует мнение, что ободные тормоза хуже работают в случае сырого или грязного обода, но я не знаю, насколько это соответствует действительности.

На шоссейных велосипедах обычно стоят ободные тормоза — они гораздо легче дисковых, поэтому являются разумным выбором для гоночного велосипеда.

disk

Дисковые тормоза сжимают стальной диск близко к оси колеса. За счет веса диска в целом система выходит тяжелее, но это все равно затеряется на фоне веса ваших сумок. Зато обод будет чуть тоньше и легче, и, соответственно, колеса станет легче разгонять. Дисковые тормоза в целом стоят дороже, но, полагаю, что это хорошее вложение — в случае если вы вдруг решите перейти с одного типа тормозов на другой, вам придется менять еще и колеса.

Механика или гидравлика? Механика передает усилие на тормоз при помощи стального тросика, гидравлика использует тормозную жидкость. Механику нужно регулярно настраивать по мере износа колодок и тросика, гидравлику настраивать не нужно вовсе, но если что-то сломается, в полевых условиях вы это вряд ли почините — придется искать мастерскую. Для механики требуется относительно весомое нажатие, гидравлику достаточно потянуть за ручку мизинцем. Дисковая гидравлика при очень продолжительном торможении может закипеть — на километровом спуске надо ручку иногда отпускать =).

В целом оба варианта хороши — если вы выберете гидравлику, то получите удобство, а если механику — то возможность обслуживания в полевых условиях.

Вилка

fork

Вилка — это то, что крепит переднее колесо к рулю. Хорошие вилки стоят как паровоз и гасят кочки, корни, падения с высоты и так далее. Для наших целей хорошая вилка не нужна, можно вообще взять жесткую без амортизации и радоваться сэкономленным деньгам.

Впрочем, если взять хоть какую-то амортизацию, то руки вам неровностями дороги будет отбивать гораздо меньше. Тип и устройство вилки при этом будут не особо важны, очень приятным и удобным бонусом будет выносная блокировка хода — когда вы едете в горку, лучше заблокировать ход амортизатора. Если для этого не придется снимать руку с руля, это большой плюс.

Каретка

hollowtech

Каретка — набор подшипников на оси, к которой приделаны шатуны с педалями. Это одна из самых быстро изнашивающихся частей велосипеда и я бы рекомендовал взять более надежный вариант. На текущий день это система HollowTech II, у которой подшипники разнесены пошире, а ось представляет собой полую трубу. Если вы видите вынесенные чашечки подшипников (см. рисунок, серая штуковина с насечками), то скорее всего это то, что надо. Для надежности спросите у продавца или посмотрите в интернете.

Оставить комментарий

*

*